A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Весь сайт

Доклад начальника Департамента образования Ивановской области Ольги Генриховны Антоновой на заседании Правительства Ивановской области «О приоритетных направлениях развития региональной системы профессионального образования» 01.07.2015

Уважаемые участники заседания!

Тема, рассматриваемая сегодня, очень актуальна для региона, потому что именно система профессионального образования готовит кадры для различных отраслей экономики области. Тема при этом непростая. Интерес молодёжи к рабочим профессиям в девяностые-двухтысячные годы значительно упал. Родители выпускников школ в подавляющем большинстве ориентированы на их поступление в вузы, считая профессии рабочих и специалистов среднего звена непрестижными. Число обучающихся в учреждениях профессионального образования в последние годы сокращается в связи с демографической ситуацией в регионе. Сегодня в наши профессиональные колледжи поступают дети 1999-2000 годов рождения, когда в стране в целом наблюдался демографический спад. Это одна из причин снижения контрольных цифр приема в областные учреждения профессионального образования в текущем году. Другая причина - экономическая. Мы вынуждены были корректировать контрольные цифры приема и сокращать их количество, в первую очередь, для филиалов наших подведомственных учреждений, так как именно в филиалах колледжей норматив финансирования на одного студента наиболее высокий.

В 2015 году в профессиональные учреждения образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты населения смогут поступить 4 065 выпускников школ – это более половины выпускников 9-х классов школ области. Однако профессиональные образовательные организации, учредителем которых является Департамент образования, на бюджетной основе примут на обучение на 600 человек меньше, чем поступило в прошлом году (фактический набор - 3 995 человек).

В условиях последствий демографического спада и сокращения численности учащихся Департамент образования проводит работу по оптимизации сети учреждений профессионального образования. В текущем году процесс реорганизации проходят 5 профессиональных образовательных учреждений на территории Иванова и Фурманова. При этом ставится задача осуществить укрупнение колледжей и сохранить доступность образовательных услуг для населения.

Несмотря на трудности, система профессионального образования Ивановской области развивается и реализует новые проекты, направленные на повышение престижа рабочих профессий.

В прошедшем учебном году свыше 14 тыс. человек обучалось в 34 областных профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаментам образования, здравоохранения, культуры и туризма, социальной защиты населения.

На основе потребностей регионального рынка труда в учреждениях на бюджетной основе осуществлялась подготовка кадров по 137 профессиям квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в сферах металлообработки, легкой промышленности, торговли, общественного питания, в сфере услуг, строительства, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, образования и других, в том числе  профессиональная подготовка по 4 профессиям.

За последние три года годы в регионе открыты 5 новых профессий и специальностей (электромонтёр охранно-пожарной сигнализации, ювелир профессиональное обучение (по отраслям); художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности; технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий). В предстоящем учебном году планируется открыть еще 3 новые специальности (техническая   эксплуатация подвижного состава   железных дорог, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, товароведение и   экспертиза   качества потребительских товаров).

В соответствии с Законом об образовании в 2015 году в регионе будет завершен процесс перехода профессиональных образовательных организаций на многоуровневый профиль подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Пройти обучение по специальностям среднего профессионального образования в своем муниципалитете, не выезжая для этого в областной центр, уже стало возможным для жителей городского округа Тейково, Кохма, Вичуга, Вичугского, Фурмановского, Тейковского и Южского муниципальных районов. В целом учреждения среднего профессионального образования ведут подготовку квалифицированных рабочих и служащих в 11 муниципалитетах области.

В 2012 году по инициативе регионального Правительства при активном содействии Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области была принята долгосрочная целевая программа развития системы профессионального образования, мероприятия которой впоследствии вошли в Госпрограмму развития образования Ивановской области. Начиная с 2012 года, в систему профессионального образования региона  из областного бюджета было направлено более  120 млн. руб. Без преувеличения можно сказать, что такого внимания к себе и целевого финансирования система профессионального образования не имела в течение последних 25 лет. Программа позволила привлечь в регион и средства федерального бюджета: в 2014 году - 19 млн. руб., в 2015 - 15 млн. руб. Средства были направлены на модернизацию учебно-материальной базы, капитальные ремонты учебных корпусов и зданий студенческих общежитий. В 2015 году, несмотря на экономические трудности, на модернизацию учреждений профессионального образования будет направлено 22 млн. руб.

Важной составляющей в работе учреждений является содержание образования, которое должно соответствовать требованиям и государственных стандартов, и запросам работодателей и интересам обучающихся.

В 2014 году учреждения профессионального образования завершили освоение новых программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), основанных на федеральных государственных стандартах третьего поколения, и произвели первый выпуск. Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, получивших по результатам государственной итоговой аттестации повышенные разряды, составила свыше 25% (без снижения к уровню 2013 года).

Важнейшим для нас вопросом остаётся трудоустройство выпускников. Доля трудоустроенных по профессии по окончании обучения в 2014 году увеличилась по сравнению с 2013 годом на 1,4% и составила 58,9%. Доля выпускников - специалистов среднего звена, трудоустроенных по специальности, также увеличилась, составив 58,1%, что на 3,2% выше показателя 2013 года. В целом по региону этот показатель составил 58,6%, что выше российского показателя (46,7%).  Прогнозный показатель трудоустройства наших выпускников с учетом выпуска студентов из учреждений здравоохранения, культуры и социальной защиты населения, составляет 60,5%, при этом в сфере здравоохранения он ежегодно превышает 80%. 

В региональной системе профессионального образования идут активные инновационные процессы. В 2014 году Ивановской области присвоен статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования по апробации дуальной модели в подготовке рабочих кадров для отрасли машиностроения. В эксперименте принимают участие Вичугский многопрофильный колледж и Кохомский индустриальный колледж, объединения «Машиностроительный завод» и «Строммашина». Эти предприятия входят в состав Группы компаний СУ-155. В настоящее время подготовку по дуальной модели проходят 2 группы студентов, с которыми заключены ученические договоры.  Дуальное обучение предусматривает увеличение количества часов на производственную практику на предприятии и качественно меняет роль работодателя, выступающего наставником обучающегося в течение всего периода обучения. Подробнее об апробации дуальной модели в подготовке рабочих кадров расскажут сегодня наши коллеги.

На территории региона при поддержке федерального бюджета и работодателей начала формироваться сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций. Это ресурс получения профессии по короткой программе (от 1 до 6 месяцев) для молодежи и взрослых на базе 11-ти классов.  Сегодня такие центры созданы в Родниках, Шуе, Тейкове и Вичуге. Кстати,  оснащение центра в Вичуге осуществлялось при софинансировании в объеме 4-х млн. руб. со стороны Вичугского машиностроительного завода. В прошлом году обучение на базе центров прошли более 180 человек.

Согласно «дорожной карте» к 2018 году стоит задача открыть центры прикладных квалификаций в городе Иваново (на базе Ивановского промышленно-экономического колледжа) и в городе Кинешма (на базе Кинешемского политехнического колледжа).

На базе учреждений профессионального образования создано 5 региональных ресурсных центров по профессиям: легкой промышленности,  машиностроения и металлообработки, энергетики, строительства, сферы услуг и туризма. В отличие от многофункциональных центров ресурсные центры могут проводить прием на обучение граждан, не принимая во внимание уровень образования: как на базе 11-ти и 9-ти классов, так и при отсутствии основного общего образования. На базе ресурсных центров в 2014 году прошла стажировку треть мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, а также повысили квалификацию 208 человек из числа взрослого населения. Пока это очень немного. И мы надеемся, что работодатели будут активнее использовать этот ресурс.

У профессиональных образовательных организаций сегодня 230 социальных партнеров. Ежегодно по их заявкам, а также заявкам региональной службы занятости на базе наших учреждений осуществляется профессиональная подготовка взрослого населения по 25 профессиям, профессиональная переподготовка по 13, а повышение квалификации по  9 профессиям и специальностям. В целом в 2014 году на базе учреждений профессионального образования проведено переобучение 3 222 человек взрослого населения, что на 20% больше уровня 2013 года. В текущем году в рамках реализации антикризисных мер уже переобучено более тысячи взрослых граждан.

Еще одно новое направление деятельности - создание научно-образовательных кластеров. Первыми эту инициативу поддержали наши коллеги из Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени академика   Д.К. Беляева, совместно с которыми при участии сельхозтоваропроизводителей сейчас проводятся организационные мероприятия по созданию научно-образовательного кластера в сфере агропромышленного комплекса.

В перспективе мы видим возможность создания в нашем регионе химического и педагогического научно-образовательных кластеров. Это, на наш взгляд,  будет способствовать развитию экономики региона и закреплению молодых специалистов в Ивановской области.

С января 2015 года на базе сельскохозяйственной академии реализуется новый профориентационный проект «Школа агробизнеса и сельского туризма», нацеленный на развитие инновационных технологии в агробизнесе. В проекте участвуют 68 обучающихся 8-10 классов из Иванова, Кохмы, Ивановского и Тейковского районов.

Еще один профориентационный проект, направленный на развитие сетевого взаимодействия школ с предприятиями и профессиональными образовательными организациями, сегодня представит город Иваново.

Отмечу, что в профориентационных целях в прошедшем учебном году учреждения профессионального образования посетили свыше 28 тысяч школьников, более 4-х тысяч учащихся побывали на предприятиях и познакомились с промышленным производством. 

В последнее время в системе образования Ивановской области меняются подходы к организации профориентационной работы. Во-первых, эта работа с учащимися начинается в более раннем школьном возрасте. Во-вторых, делается акцент и на профориентационную работу с родителями, которые не представляют современную модернизированную базу учреждений профессионального образования и мало знакомы с возможностями наших учреждений и предприятий. Изменена концепция главной региональной выставки – «Ивановское образование. Молодежь и мир профессий», в ходе которой школьники имеют возможность в интерактивном режиме знакомиться с профессиями и специальностями. Совместно с кампанией «Ивтелерадио» разработан специальный цикл телепередач о профессиональных колледжах.

Одной из государственных задач в образовании остается повышение его доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья имеются в 13% учреждений. Мы будем продолжать работу в данном направлении и планируем во всех профессиональных образовательных организациях разработать паспорта доступности объектов для инвалидов и маломобильных групп населения и обеспечить индивидуальное сопровождение каждого студента-инвалида на период его обучения.

Задачей системы образования и сообщества работодателей на предстоящий период считаем работу по развитию системы независимой оценки результатов профессионального образования. Одним из критериев качества подготовки обучающихся являются результаты участия региональных и отраслевых команд в конкурсах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате «WorldSkills Россия». WorldSkills – это крупнейшее в мире соревнование молодых кадров, нацеленное на повышение престижа рабочих профессий, привлечение молодежи в производственные секторы экономики, совершенствование квалификации по рабочим профессиям и специальностям профессионального образования на уровне мировых стандартов.

С января 2015 года Ивановская область стала одним из 38 регионов-участников  международного движения WorldSkills Россия. В апреле команда Ивановской области впервые приняла участие в национальном Полуфинале ЦФО по стандартам WorldSkills. Регион был представлен в 6 компетенциях, в трех из которых наши студенты заняли призовые третьи места: это компетенции «сельскохозяйственные машины», «сетевое и системное администрирование», «веб-дизайн». Учитывая масштабность предстоящих задач по развитию в регионе движения WorldSkills, мы предлагаем создать при Правительстве Ивановской области межведомственную рабочую группу по развитию движения WorldSkills  Russia на территории региона.

Еще один ресурс независимой оценки качества профессионального образования - это взаимодействие Департамента образования и Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области. Со стороны Союза – это проведение процедуры независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, результаты которой будут в обязательном порядке учитываться при проведении государственной аккредитации. Со стороны Департамента – это создание сети центров сертификации профессиональных квалификаций. Жителям области будет предоставлена возможность на базе 4 профессиональных образовательных организаций (в Иваново, Вичуге и Родниках) подтвердить уровень профессиональных компетенций, полученных в результате традиционных процедур повышения квалификации либо путем самообразования. Считаем, что эта форма будет востребована, т.к. в настоящее время на предприятиях не всегда имеется возможность создать условия для присвоения квалификационного разряда, либо документы, подтверждающие полученный уровень квалификации, являются ведомственными и зачастую действуют в границах территории предприятия. Это в свою очередь снижает уровень трудовой мобильности населения.

Уважаемые коллеги! Несмотря на то, что вся система профессионального образования ориентирована на подготовку успешного конкурентоспособного выпускника, одной из ключевых задач в работе педагогических коллективов является воспитательная работа: формирование жизненных ценностей и нравственных установок у молодежи, умения решать проблемы сегодняшнего дня и изменять к лучшему окружающую действительность. Сегодня принципиально важно повысить привлекательность профобразования для молодежи, уйти от достаточно распространенного мнения о том, что студенты, обучающиеся по программам рабочих кадров и специалистов среднего звена - это те, кто не смогли поступить в вузы, те, кто не проявил достаточных интеллектуальных способностей, или попал в «группу риска». Это позицию необходимо изменить, и при этом сделать так, чтобы в профессиональные образовательные организации приходили не те, кто не попал в вузы, а те, кто ориентирован на успешную карьеру на производстве.

Главная задача учреждений системы среднего профессионального образования — развитие региона через тесное сотрудничество сферы образования со сферой труда. Благодарю за внимание!

Презентация

 


Дата публикации: 1 июля 2015 в 12:15
Последнее изменение: 1 июля 2015 в 12:15