A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Весь сайт

Доклад начальника Департамента образования Ивановской области на заседании Правительства Ивановской области «Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Уважаемый Павел Алексеевич! Уважаемые участники заседания!

Тема, рассматриваемая сегодня на заседании Правительства, связана с категорией детей, которые в силу различных причин ограничены в физических или интеллектуальных возможностях. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым мы относим, в том числе и детей-инвалидов. Важное место в комплексной реабилитации таких детей и их интеграции в социальную среду занимают вопросы образования.

Мы исходим из того, что каждый ребенок – уникальная личность, и его право на развитие выступает как высшая ценность образования. Реализация особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья гарантирована целым рядом российских и международных законодательных актов.

Основные подходы к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья определены федеральным законом об образовании, вступившим в силу 1 сентября 2013 года.

В законе дается определение понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В законе обозначено, что понимается под специальными условиями для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это – специальные (адаптированные) образовательные программы, специальные учебники и учебные пособия, специальные технические средства обучения, услуги ассистента (помощника), здания с универсальной безбарьерной средой.

В целом Закон устанавливает четкие требования к предоставлению образования обучающимся с  ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ).

Как организовано обучение данной категории детей в Ивановской области?

Позвольте начать со статистических данных образовательных организаций.  В настоящее время в образовательных учреждениях Ивановской области обучается 6 490 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 2 080 детей-инвалидов, что составляет 4,6% от общего числа несовершеннолетних обучающихся в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.

Следует принять во внимание, что статистика не учитывает детей, имеющих ограничения в здоровье, родители которых не обращаются в психолого-медико-педагогическую комиссию, а также тех, кто, получив рекомендации комиссии, не предъявляет их педагогам детского сада или школы, считая возможным самим определять оптимальные условия для обучения ребенка.

В последние годы в Ивановской области благодаря  современным достижениям медицины снижается число детей-инвалидов. Вместе с тем, мы  констатируем, что растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,  посещающих детские сады: с 1 146 человек в 2011 году  до 2 245 человек в 2014 году.  Это свидетельствует о том, что в дошкольных учреждениях создаются необходимые условия для  интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду.  Ранняя диагностика и комплексная коррекция развития детей, проведенная совместными усилиями медицинских, педагогических и социальных работников, позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития и образования. Как результат – уменьшение доли детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста: с 4,8%  в общей численности школьников в 2011 году до 4,6% в 2014 году.

Подчеркну, что закон об образовании дает родителям право выбора образовательного учреждения. В Ивановской области ребенок с ограниченными возможностями здоровья может обучаться, как в специальной (коррекционной) школе, так и в массовой общеобразовательной школе в коррекционном или в обычном классе, при этом сочетать очно-заочную форму обучения, посещая школу и обучаясь на дому, а также обучаться с применением дистанционных технологий.

Наибольшее число детей с  ограниченными возможностями здоровья в нашем регионе получает образование  в специальных образовательных организациях    (66% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста). В Ивановской области сохранена и развивается сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 22 областных коррекционных учреждениях (20 из которых подведомственны Департаменту образования, 2 - Департаменту социальной защиты населения) обучается 2 713 детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

В 2015 году будут приняты федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которыеориентированы в первую очередь на личностное развитие детей с  ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и особых потребностей.  В нашем регионе  в апробацию новых стандартов включились 3 учреждения - Ивановская школа-интернат для детей с нарушениями зрения, Кохомская школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и Фурмановская школа для детей с ментальными нарушениями. Министерством образования и науки Российской Федерации Ивановская область по результатам конкурсного отбора регионов определена пилотной площадкой по апробации стандартов. 

Для школ, в экспериментальном порядке реализующих стандарты, в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования приобретено специализированное интерактивное оборудование. Кроме того, в рамках программы оборудованы Центры психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся на базе Тейковской и Фурмановской школ для детей с ментальными нарушениями.  Всего за два года участия в федеральной программе на развитие коррекционных учреждений направлено 17 млн. рублей из областного и федерального бюджетов. (В 2013 и 2014 годах Ивановская область стала победителем конкурсного отбора по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей»).

Участвуя в мероприятиях Федеральной целевой программы развития образования, областные специальные (коррекционные) образовательные учреждения развивают материально-техническую базу и кадровый потенциал, что в перспективе позволит им стать ресурсно-методическими центрами, в первую очередь для муниципальных общеобразовательных организаций, по вопросам образования детей с  ограниченными возможностями здоровья.

Решающую роль в обучении детей с особыми образовательными потребностями  играют педагоги. В специализированных учреждениях работают 635 педагогических работников,  49 из которых (7,5%) имеют специальное (дефектологическое) образование. В условиях введения новых образовательных стандартов данные учреждения испытывают дополнительную потребность в специалистах узкого профиля: тифлопедагогах (25 человека), сурдопедагогах (4 человека), дефектологах (29 человек). Обучение данных специалистов осуществляется на базе столичных учреждений дополнительного профессионального образования. На территории Ивановской области  институт развития образования  организует профессиональную переподготовку и повышение квалификации логопедов и дефектологов, востребованных как в коррекционных, так и в массовых школах.

Ежегодно часть детей с ограниченными возможностями здоровья обучается не в специальных учебных заведениях, а в массовых общеобразовательных школах, из них в текущем году 336 школьников на основании заключений учреждений здравоохранения обучаются на дому, в том числе 114 человек с использованием дистанционных технологий.

С 2010 года в области функционирует региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов и обеспечивается 100% охват дистанционным образованием детей этой категории, не имеющих медицинских противопоказаний и выразивших желание обучаться с применением дистанционных технологий.

Ежегодно на развитие дистанционного образования из областного бюджета направляется свыше 14 млн. рублей. Постановлением Правительства Ивановской области утвержден отдельный повышенный норматив финансирования на дистанционное обучение детей-инвалидов в муниципальных общеобразовательных школах.

Одним из приоритетных направлений развития образования является инклюзивное образование, предполагающее создание универсальной безбарьерной среды в обычных общеобразовательных школах, в которых наряду с детьми, не имеющими отклонений в развитии, могут получать качественное образование дети с различными нарушениями в развитии.

В 2013 и 2014 годах в Ивановской области в рамках государственной программы «Доступная среда» в 46 общеобразовательных школах приобретено специализированное оборудование и обеспечена физическая доступность зданий и помещений для детей-инвалидов. За 2 года на эти цели направлено 102 млн. рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов. Данные мероприятия позволили в 2014 году создать универсальную безбарьерную среду в 17% общеобразовательных организаций региона (2012 год - 3,2%). Ивановской областью подана заявка на включение в федеральную программу «Доступная среда» в 2015 году еще 10-ти школ из Иванова, Кинешмы, Тейкова, Шуи, Заволжского, Ильинского, Пучежского и Тейковского районов. На данный момент не запланированы мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды в 3-х муниципальных образованиях области - в Верхнеландеховском, Вичугском и Лухском районах. Мы просим глав администраций данных муниципальных районов предусмотреть возможность участия в программе «Доступная среда», мероприятия которой по поручению Президента России В.В. Путина будут продолжены на период до 2020 года.

Говоря об инклюзивном образовании, нельзя не сказать о проблемах развития инклюзии в массовой школе.

По результатам мониторинга, проведенного Департаментом образования, в базовых школах, где сегодня созданы материальные условия для развития инклюзивного образования детей-инвалидов, выявлено отсутствие адаптированных программ и недостаточное количество необходимых специалистов – психологов, социальных педагогов, логопедов. В штатных расписаниях инклюзивных школ отсутствуют ставки ассистентов-помощников, что значительно осложняет работу педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья и не создает комфортной образовательной среды для всех участников образовательных отношений.

Финансирование школ, реализующих инклюзивное обучение, пока осуществляется по тем же нормативам, что и в обычной общеобразовательной школе. Однако необходимо принимать во внимание, что эмоциональные затраты педагогов, взявших на себя миссию по обучению детей с особыми образовательными потребностями, гораздо выше. В этих условиях предлагаем в каждом образовательном учреждении, реализующем инклюзивное обучение, предусмотреть в критериях эффективности деятельности педагогов стимулирующие выплаты за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она станет составной частью профессионального мышления каждого педагога. Вот почему Ивановским областным Институтом развития образования в программы повышения квалификации всех категорий педагогических работников включен специальный модуль по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При внедрении инклюзии нередко возникают проблемы  у всех участников образовательного процесса. Родители детей, не имеющих нарушений в развитии, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Опыт инклюзивных школ показывает, что в таких школах социальное развитие и учебные успехи обучающихся в целом значительно выше. А отношение сверстников к детям с  ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от позиции взрослых и, конечно, от психологического климата в классе.

В конечном итоге, идея инклюзивного образования будет успешно реализована в том случае, если гражданское общество и все его институты будут благоприятно принимать всех без исключения членов этого общества.

Наиболее оптимальные условия для инклюзивного образования и преодоление психологических барьеров детей и родителей достигаются в дошкольных образовательных организациях. Сегодня 391 ребенок-инвалид посещает неспециализированные дошкольные образовательные учреждения. Ежегодно увеличивается количество групп кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах общеразвивающего вида. В настоящее время в регионе созданы  группы для детей данной категории в Иванове, Шуе, Кинешме, Кинешемском, Родниковском и Фурмановском районах, открыто 4 лекотеки в городах Иваново, Тейково, Шуя, Родниковском муниципальном районе.

Вместе с тем, в регионе функционируют 45 специализированных дошкольных образовательных организаций, в которых обучается 176 детей-инвалидов.Это детские сады компенсирующего и комбинированного видов в Иванове, Кинешме, Тейкове, Шуе, Фурманове, Родниковском районе.

Организация работы по выявлению недостатков в развитии детей на максимально раннем этапе является значимым направлением деятельности в сфере образования.  Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит областному учреждению «Психолого-медико-педагогической комиссии Ивановской области». Данное учреждение проводит комплексное обследование детей, определяет форму их дальнейшего обучения и воспитания и осуществляет подготовку рекомендаций. В целях оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, нуждающимся в особой заботе государства,  Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет межведомственное взаимодействие с организациями здравоохранения, социальной защиты населения и правоохранительными органами.

Важно отметить, что необходимым условием успешной социализации выпускников системы общего образования является их дальнейшее профессиональное образование. В нашем регионе реализацию программ профессионального обучения инвалидов осуществляют 12 профессиональных образовательных организаций, в том числе три специализированных образовательных учреждения: два федеральных - это «Кинешемский технологический техникум-интернат» и «Ивановский радиотехнический техникум-интернат», подведомственные Министерству труда и социальной защиты , и «Профессиональное училище-интернат», подведомственное Департаменту социальной защиты населения Ивановской области.

В текущем учебном году дети-инвалиды обучаются в 17 из 27 профессиональных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования Ивановской области.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья доступно получение специальностей среднего профессионального образования по 11 направлениям подготовки: «Компьютерные системы и комплексы»; «Реклама», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Сервис на транспорте», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»; «Экономика и бухгалтерский учет»; «Библиотековедение»; «Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи», а также обучение по 4 программам профессиональной подготовки: «Маляр», «Штукатур», «Швея», «Столяр строительный».

В профессиональных образовательных организациях созданы необходимые условия для освоения программ среднего и дополнительного профессионального образования, а также для проживания, отдыха и медицинского обеспечения обучающихся.

Уважаемые участники заседания!

В заключение хочу подчеркнуть, что  при всей неоспоримости инклюзивного образования одновременно с его развитием важно сохранять существующую сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, где созданы оптимальные условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации. Это принципиальная позиция Министерства образования и науки Российской Федерации, которое рассматривает коррекционные образовательные учреждения в качестве учебно-методических центров, обеспечивающих оказание помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.

Детей с проблемами в развитии неслучайно порой называют «особенными детьми с другой планеты», «целителями души», потому что они помогают нам – взрослым лучше понять окружающих и самих себя, раскрыть огромные возможности человеческой души. Очень важно, чтобы каждый из нас, и в первую очередь педагог, научился воспринимать таких людей не как детей с ограниченными возможностями, а как детей с неограниченным потенциалом.

Спасибо за внимание!


Дата публикации: 27 января 2015 в 17:20
Последнее изменение: 27 января 2015 в 17:20