A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Весь сайт

Выступление начальника Департамента образования Ивановской области на итоговой коллегии Департамента образования

Уважаемый Александр Германович

Уважаемая Ирина Геннадьевна!

Уважаемые члены коллегии!

2014 год был результативным и успешным для региональной системы образования. Благодарю всех работников региональной системы образования за личный вклад каждого в развитие образования нашей области, а также руководителей профильных департаментов и комитетов, регионального отделения партии «Единая Россия» и наших социальных партнеров за эффективное взаимодействие в решении актуальных проблем в сфере образования.

Достичь  высоких показателей при выполнении государственных задач мы смогли благодаря Правительству Ивановской области  и Ивановской областной Думе.

Сегодня нам важно вместе с вами  выработать стратегические решения на новый календарный год с учетом государственных приоритетов и сложившейся в регионе и в стране в целом непростой социально-экономической ситуации.

Впервые в 2014 году всеми образовательными организациями проведены самообследования,  отчеты которых опубликованы на официальных сайтах.  В соответствии с законом об образовании муниципальными, региональными и федеральными органами управления образованием проведен мониторинг   системы образования, в рамках которого проанализировано состояние и перспективы развития образования.

Уважаемые коллеги, все материалы и результаты мониторинга представлены на нашем сайте. Также на сайте размещены ссылки на муниципальные отчеты. Напоминаю, что задача мониторинга – показать, как реально обстоят дела с системой образования, доступностью соответствующих программ для граждан, с кадровым обеспечением образовательных организаций, их материальной базой.

Глава Правительства России, Дмитрий Медведев, подчеркнул, что данные, получаемые в результате мониторинга, помогают совершенствовать политику государства в образовательной сфере, добиваться более качественных и конкурентоспособных результатов на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего.

Позвольте остановиться на важнейших  показателях развития региональной системы образования, которая включает в себя 757 образовательных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Одним из основных условий определяющих результативность деятельности системы являются объемы бюджетного финансирования и  эффективное использование средств.

Объем бюджетного финансирования отрасли «образование» в 2014 году составил более 12 млрд. рублей,  что по сравнению с 2013 годом больше на 387,3 млн. рублей. БлагодаряучастиюИвановской области в федеральных проектах и программах в 2014 году в региональную систему образования привлечено  более 400 млн. рублей из федерального бюджета (в 2013 году – 818,4 млн.рублей). 

 Регион продолжил участие в проектах по модернизации  дошкольного образования, созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях в рамках программы «Доступная среда»; активно включился в проект «Детский спорт» по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских школах. В рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в регионе созданы стажировочные площадки по 5 направлениям деятельности: (совершенствование профессионального образования, успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и  апробация новыхобразовательных стандартов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, модернизация дошкольного образования, развитие моделей государственно-общественного управления образованием).

Лучшие образовательные практики Ивановской области, представленные в ходе работы стажировочных площадок,  оценены на федеральном уровне профессиональным и экспертным сообществом и   распространены в другие субъекты Российской Федерации. (Марий Эл, Чувашская республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Вологодская, Владимирская, Воронежская, Ярославская области и др.) Об этом подробнее доложит ректор Института развития образования М.А.Дмитриева.

Замечу, что распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена новая концепция ФЦПРО, необходимо уже сейчас определиться с выбором направлений программы для возможного участия нашего региона в конкурсных мероприятиях в рамках ФЦПРО на 2016 – 2020 годы. Хочу подчеркнуть, что в условиях ограниченности бюджетных средств  обеспечение участия региона в конкурсах и проектах, предусматривающих финансовую поддержку из федерального бюджета, является важной управленческой задачей текущего года.

В 2014 году реализация приоритетных направлений региональной системы образования осуществлялась в рамках государственной программы Ивановской области «Развитие образования Ивановской области» на 2014-2018 годы и следующих документов: «дорожная карта», направленная на повышение эффективности образования, национальная стратегия действий в интересах детей, межведомственная программа патриотического и духовно-нравственного  воспитания и подготовки молодежи Ивановской области к военной службе на 2014-2018 годы.

 Основные показатели данных нормативных документов определены в соответствии с указами Президента Российской Федерации, приоритетным национальным проектом «Образование», государственной программой развития образования, национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

В текущем году эти документы останутся для нас основополагающими, возможно в них придется вносить изменения с учетом сложившейся социально-экономической ситуации.  Кроме того мы будем руководствоваться в своей деятельности поручениями Президента  по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации и конкретными поручениями Губернатора Ивановской области.

Хочу доложить, что в 2014 году Департаментом образования Ивановской области разработано более 30 проектов правовых актов, имеющих стратегическое значение для развития системы образования Ивановской области.

Обращаю ваше внимание на то, что существенные изменения происходят в российском законодательстве,  это необходимо учитывать руководителям всех уровней.

Стратегической целью развития сферы образования остается повышение качества и доступности образования в соответствии с запросами населения Ивановской области и перспективными направлениями развития экономики региона. В государственной и региональной образовательной политике приоритетное место занимают задачи профессионального развития и мотивации эффективной работы педагогических работников.

В 2014 году Правительством Ивановской области приняты все необходимые меры для обеспечения уровня средней заработной платы различных категорий педагогических работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.  На эти цели из областного бюджета в 2014  году дополнительно выделено  более 800 млн. рублей (в 2013 году - 698,2 млн. рублей).

Заметный рост заработной платы наблюдался в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. По сравнению с 2013 годом размер средней заработной платы педагогических работников в детских садах выросла на 16,4%,  в учреждениях дополнительного образования на 12,9%.

В 2014 году Правительство Ивановской области оказывало дополнительную финансовую поддержку молодым учителям,  предоставляя льготное ипотечное жилищное кредитование. За счет средств областного бюджета 8 молодых учителей улучшили свои жилищные условия. (Общая сумма предоставленных субсидий молодым учителям составляет 1 854,2 тыс. рублей).

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» 6 педагогов Ивановской области получили денежное поощрение в размере 200 тысяч рублей.  С удовлетворением хочется отметить позитивную динамику роста числа молодых педагогов до 35 лет в системе образования региона: с 13,7% в 2013 году до 17,3% в 2014 году. Вместе с тем остается  высокой доля педагогических кадров пенсионного возраста ( 27% ).  В связи с этим мы работаем над проектом программы целевой подготовки педагогических кадров.

В  регионе продолжается модернизация системы  образования на всех её  уровнях.

Самые масштабные изменения в 2014 году произошли в системе дошкольного образования. В рамках проекта модернизации дошкольного образования  активными темпами идет строительство детских садов: в 2014 году открыто почти 1700 дополнительных мест в детских садах. Это позволило полностью ликвидировать очередь    в дошкольные образовательные организации для малышей от 3-х до 7-лет. Активными участниками проекта в 2014 году стали   городские округа Иваново, Кинешма, Шуя, Кохма, Фурмановский, Ивановский и Гаврилово-Посадский муниципальные  районы.

В 2014 году все средства федеральной субсидии освоены почти в полном объеме. Позвольте выразить слова благодарности вице-губернатору Ивановской области Александру Германовичу Фомину за внимание к данному вопросу и личный контроль за ходом строительства объектов образования.

В настоящее время в Ивановской области услуги дошкольного образования получают 53078 детей, что составляет 85,5% с учетом развития вариативных форм – это значительно выше среднероссийских показателей (63,7%). Неслучайно в докладе Минобрнауки Российской Федерации о результатах федерального мониторинга системы образования  Ивановская область названа в числе лидеров по обеспечению доступности дошкольного образования детей от 3 до 7 лет.

Вместе с тем,  в Ивановской области в очереди в детские сады находятся свыше 16 тысяч детей,  в том  числе более 2,5 тысяч детей  в возрасте от 2 до 3 лет. Совместно с региональным Департаментом строительства и архитектуры мы продолжим участие в федеральном проекте модернизации региональной системы дошкольного образования. Надеемся, что до 2016 года мы решим и проблему очередности в детские сады детей до 3-х лет.

В Ивановской области, одной из первых среди субъектов Российской Федерации, внедрен информационный ресурс, обеспечивающий учет заявлений родителей в дошкольные учреждения. Во всех муниципальных образованиях  региона граждане имеют возможность подать заявление и встать на учет в дошкольные образовательные организации не только при личном обращении в учреждение, но и в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональном портале государственных и муниципальных услуг Ивановской области. В условиях интеграции регионального ресурса с федеральной электронной очередью просим руководителей муниципальных органов управления образованием обеспечивать постоянный контроль за актуализацией базы данных электронной очереди.

Напомним, что с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. По результатам мониторинга Департамента образования в 2014 году во всех учреждениях  дошкольного образования проведены необходимые организационные мероприятия, обеспечено нормативно-правовое и методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. В текущем году руководителям муниципальных органов управления образования предстоит обратить особое внимание на кадровое, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО.

Уважаемые коллеги, во всех субъектах Российской Федерации продолжается работа по модернизации региональных систем общего образования. Напомню,  проект рассчитан на период до 2020 года.

В развитие школьной инфраструктуры  в течение трех лет инвестированы значительные вложения из бюджетов всех уровней – федерального, регионального и муниципального.  Благодаря этому сегодня в Ивановской области 93% школьников учатся в современных условиях, что способствует повышению качества и доступности образования. Сегодня все школы области оборудованы современной мультимедийной техникой, все школьники обеспечены учебниками.

На новое качество образования  направлено  введение в школах федеральных государственных образовательных стандартов. В 2014 году по вопросам введения ФГОС повысили квалификацию более 2000 педагогических работников общеобразовательных школ.

В 2014 году по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обучаются почти половина школьников (42 тысячи человек, 49%), в том числе более 37 тысяч учащихся начальной школы (100%) и свыше 4,5 тысяч учащихся 5-х и 6-х классов 45 пилотных школ Ивановской области (11,3%).

Напоминаем, с 1 сентября 2015 года все обучающиеся 5 классов начнут обучаться по новому стандарту. Даем поручение институту развития образования обобщить и представить методические материалы по итогам апробации ФГОС основного общего образования в пилотных школах. До конца учебного года   Департаментом образования будет проведен анализ уровня  готовности школ к введению ФГОС основного  общего образования.

В текущем году Минобрнауки России будут приняты ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем регионе  в апробацию новых образовательных стандартов для  детей с ограниченными возможностями здоровья включились 3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения - Ивановская школа-интернат для детей с нарушениями зрения, Кохомская школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и Фурмановская школа для детей с ментальными нарушениями. Министерством образования и науки Российской Федерации Ивановская область по результатам конкурсного отбора регионов определена пилотной площадкой по апробации стандартов. Бюджету Ивановской области предоставлена субсидия федерального бюджета на указанные цели в размере 8,692 млн. рублей в рамках ФЦПРО.

Возвращаясь к результатам федерального мониторинга системы образования, отмечу, что Ивановская область отнесена к регионам, в которых создана оптимальная сеть общеобразовательных школ и достигнут высокий показатель числа учащихся на одного педагогического работника.

Сформированная сеть базовых школ и  внедрение дистанционных образовательных технологий позволяют дифференцировать содержание образования  с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся и  обеспечивать профильное и углубленное изучение отдельных учебных предметов.

В Ивановской области в 40% общеобразовательных школ организовано профильное обучение для 5,5 тысяч старшеклассников. В процессе профильного обучения 24% общеобразовательных учреждений осуществляют сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального и дополнительного образования. Отбор в 10 класс  в 2014 году был проведен на конкурсной основе.

В регионе активно развивается система дистанционного обучения школьников. С использованием регионального портала дистанционного образования обучаются 2527 школьников. Для нас особенно важно, что  55 школ являются сельскими, 47 – малокомплектными. Обучением с применением дистанционных форм охвачены все дети–инвалиды, не имеющих противопоказаний.

Одним из приоритетных направлений развития образования в современном обществе является интеграция в общее образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В 2014 году Ивановская область продолжила участие в реализации мероприятий государственной программы «Доступная среда» и получила субсидию из федерального бюджета в объеме 41,31 млн. рублей. Это позволило увеличить долю общеобразовательных организаций области, в которых создана безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья до 17%.  В 2015 году мероприятия по формированию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного обучения школьников будут реализованы еще в 10 муниципальных образовательных учреждениях из Иванова, Кинешмы, Тейкова, Шуи, Заволжского, Ильинского, Пучежского и Тейковского районов. (20%).

Хочу отметить, в Ивановской области детям с особыми потребностями предоставляются все формы получения общего образования. Это более 6 тысяч человек.  Свыше 60% детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Около 600 детей получают инклюзивное образование в общеобразовательных организациях региона.

  Всесторонне вопрос об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья рассмотрен на заседании Правительства Ивановской области и перед нами поставлены задачи – создать условия для развития инклюзивного образования, использовать ресурс специальных (коррекционных) учреждений как учебно-методических центров, а также предусмотреть в действующих системах оплаты труда дополнительные выплаты педагогам школ, работающих с детьми инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Важным направлением модернизации общего образования остается развитие школьной инфраструктуры.  В условиях ФГОС всем школам предстоит перейти  на односменный режим работы. Однако  эта задача перспективная. На период до 2020 года нам необходимо построить 9 школ и реконструировать 8. Без федеральной поддержке мы не сможем решить эту задачу, поэтому будем активно включаться в эту программу.

В 2014 году регион принял участие в новом федеральном проекте «Детский спорт», инициированном партией «Единая Россия» и направленном на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. Объем федеральной субсидии, поступившей в бюджет Ивановской области, составил 25,5 млн. рублей.

Всего в проекте приняли участие 34 сельские школы, среди которых 15 малокомплектных школ. Участие в проекте позволилоувеличить количество учащихся сельских школ, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, на 26% с 6787 человек (63,5% от общей численности учащихся в организациях, расположенных в сельской местности) до 9568 человек (89,4%).

Благодарим  все муниципальные районы за оперативную организационную работу и 100% и эффективное  освоение средств федеральной субсидии. В 2015 году проект продолжится, и мы планируем принять участие в конкурсном отборе.

Кроме того, в регионе реализуются и другие социально значимые инновационные проекты, востребованные  обществом.  Уверенно  вошла в повседневную жизнь «Электронная школа».  В школах введен электронный журнал и  электронный дневник.  Система «электронная проходная»  установлена во всех школах города Иванова,  в средней школе №8 г. Кинешмы, средней школе №7 г. Фурманова, средней школе №1 г. Приволжска, «электронная столовая» -  в ряде школ Иванова и Приволжска. План реализации проекта на 2015 – 2016 годы в настоящее время корректируется и будет представлен Губернатору до 1 марта 2015 года. В настоящее время региональным департаментом развития информационного общества подготовлены изменения в  постановление  Правительства Ивановской области  от 11.09.2013 № 363-п «Об утверждении Положения об универсальной карте школьника на территории Ивановской области», с учетом которого в перспективе необходимо выстраивать работу.

Приоритетом региональной политики образования является повышение его качества. В 2014 году 286 учащихся 9-х классов получили документ об образовании особого образца, 273 выпускника 11-х классов общеобразовательных школ получили аттестат с отличием и были награждены медалью «За успехи в учении». Эти показатели соответствуют уровню прошлого года. 18 выпускников школ получили 100 баллов по результатам ЕГЭ.

Организовано участие школьников в финальных этапах 30 всероссийских конкурсов, участниками стали более 400 учащихся, из них победителями и призерами – 32 человека.

В 2014 году 6 человек стали призерами всероссийской олимпиады школьников. Бушков Николай, учащийся средней школы № 26 города Иваново, стал победителем олимпиады по химии и в составе российской команды завоевал серебряную медаль на Международной олимпиаде им. М.В. Ломоносова.

Ежегодно совершенствуется процедура проведения государственной итоговой аттестации:

  • в 2014 году после 11 лет апробации проведена в штатном режиме государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов по аналогии с ЕГЭ;
  • ЕГЭ проходил под лозунгом «За честный ЕГЭ» с использованием ресурса общественных онлайн-наблюдателей и федеральных инспекторов, систем видеонаблюдения и металлоискателей.
  • впервые после долгих лет проведено итоговое сочинение в выпускных классах как допуск  к государственной итоговой аттестации.  3 декабря 2014 года итоговое сочинение (изложение) писали почти 4 тысяч человек. Не справились  с сочинением 97 человек. Это 2,3%. Этот показатель лучше общероссийского (4,7%).

Впервые в 2015 году вводится профильный и базовый экзамен по математике; устная часть экзамена по иностранным языкам.

По итогам 2014 года Рособрнадзором дана высокая оценка работы регионального центра обработки информации и всех экспертных комиссий.

Особое внимание в настоящее время уделяется модернизации содержания образования. В 2015 году нам предстоит реализация мероприятий  в рамках концепции развития математического, филологического образования в Российской Федерации, нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, концепции развития дополнительного образования детей; подготовки к введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Серьезные изменения произошли и в системе профессионального образования региона. В 2014 году  созданы два многофункциональных центра прикладных квалификаций на  базе профессиональных колледжей: Родниковского и  Вичугского.

В целях повышения качества и доступности среднего профессионального образования осуществлен переход на многоуровневый профиль подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.  В результате, с 2014 года  жители города Тейково и Вичугского, Фурмановского, Южского районов могут получить среднее профессиональное образование в своем муниципалитете, не выезжая для этого в областной центр. Такие возможности расширились для молодежи Кинешмы и Шуи. Одно из значимых событий в профессиональном образовании -  внедрение дуальной  модели при подготовке рабочих кадров для отрасли машиностроения.

В 2014 году в системе среднего профессионального образования продолжена реализация задач по модернизации учебно-материальной базы образовательных организаций. На эти цели из областного бюджета направлено 8712,0 тыс. рублей.

В целях создания условий для  непрерывного образования в Ивановской области на базе 5 региональных ресурсных центров повышают квалификацию и проходят стажировку преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения профессиональных  образовательных организаций. Для взрослого населения  организованы профессиональная подготовка и повышение квалификации.

В 2014 году учреждения профессионального образования завершили освоение новых программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), основанных на Федеральных государственных стандартах третьего поколения.

В 2014 году выпуск из профессиональных образовательных организаций составил 3547 человек. По данным мониторинга качества учебного процесса в профессиональных образовательных организациях прослеживается положительная динамика роста качества образовательных услуг. Доля выпускников, получивших повышенные разряды, составила 25,1 %.

Доля выпускников профессиональных образовательных организаций по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, трудоустроенных по профессии, в 2014 году увеличилась на 1,4% (2013 год – 57,5%, 2014 год – 58,9%); доля выпускников - специалистов среднего звена, трудоустроенных по специальности, увеличилась на 3,2% (2013 год – 54,9%, 2014 год – 58,1%). Благодарим за сотрудничество комитет по труду и содействию занятости населения и  трудовой миграции Ивановской области.

Одно из значимых событий в профессиональном образовании - успешное завершение Ивановским промышленно-экономическим колледжем федерального эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата.  Советом по кадровой политике Ивановской области одобрено внедрение дуальной модели в подготовке рабочих кадров для отрасли машиностроения. Ивановская область получила статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования по апробации данной модели.

Система профессионального образования работает сегодня в довольно непростых условиях. В связи с демографической ситуацией в последние годы наблюдается значительное сокращение численности выпускников 9 классов и как следствие сокращение числа  поступающих в профессиональные образовательные организации. Это неизбежно ведет к оптимизации сети профессиональных образовательных организаций. В 2014 году проведена реорганизация 6 профессиональных образовательных организаций.

На сегодняшний день прорабатывается вопрос о создании в регионе научно-образовательного кластера отрасли сельского хозяйства. Потенциальными участниками этого кластера могут стать 5 профессиональных образовательных организаций, расположенных в Иванове, Юрьевце, Тейкове и Шуе, Ивановская государственная сельскохозяйственная академия и 2 сельскохозяйственных предприятия. Первые шаги уже сделаны. Теперь нам предстоит разработать дорожную карту действий по данному направлению и выстраивать взаимодействие с Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.

Важным шагом для продвижения системы среднего профессионального образования и поднятия статуса ее выпускников стало вступление Российской Федерации в международную организацию WorldSkills International (далее – WSI), миссией которой является повышение статуса профессионального образования и развитие стандартов профессиональной подготовки молодежи, внедрение инновационных процессов в области профессионального образования. В нашем регионе разработан план по участию в данном проекте. И нам предстоит работа в этом направлении.

На протяжении последних 5 лет остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей системы образования Ивановской области.

В сфере дополнительного образования детей наблюдается несколько важных изменений.

В первом полугодии 2015 года Минобрнауки России поручено разработать и утвердить критерии и порядок выявления одарённых детей, проявивших склонности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству, а также порядок сопровождения таких детей и мониторинга их дальнейшего развития.

В 2015 году планируется учреждение гранта Президента Российской Федерации в размере 20 тыс. рублей ежемесячно 5 тысячам одарённых детей, поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования. Хочу обратить ваше внимание, что в 2015 году  деятельность  образовательных учреждений будет выстроена с учетом комплекса мероприятий, проводимых  в рамках Года литературы в Российской Федерации и Года здорового образа жизни в Ивановской области. Эти мероприятия мы будем проводить совместно с региональными Департаментами культуры и туризма, здравоохранения и молодежной политики и спорта.

Уважаемые коллеги! 2015 год ознаменован важнейшим событием в истории страны, юбилеем Великой Победы. Представители региональной сферы образования активно включились в реализацию комплекса мероприятий по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Главное, чтобы работа не была формальной. Координатором этой работы является региональный центр военно-патриотического воспитания, созданный в 2014 году на базе областного центра развития дополнительного образования детей.

Всем известно, что патриотизм начинается с воспитания любви к малой родины.  В 2014 году школьники области приняли активное участие в образовательных турах по памятным природным и историко-культурным объектам Ивановского края в рамках проекта «Путешествие по губернии». Издан и тиражирован в образовательные организации области альбом «Путешествие по губернии» о достопримечательностях ивановского края, ставший своеобразным путеводителем по Ивановской области. В 2015 году по поручению Губернатора Ивановской области П.А. Конькова  стартовала региональная краеведческая олимпиада «Моя губерния: вчера, сегодня, завтра».

В современной системе образования происходят большие изменения. Все они направлены на повышение качества образования на всех его уровнях. Важно, чтобы все предпринимаемые меры способствовали улучшению нашего образования, повышению статуса учителя и стали залогом успешности наших детей. 


Дата публикации: 30 января 2015 в 18:04
Последнее изменение: 30 января 2015 в 18:04